​15 / 2 июля (ст. ст.) – Ахтырской иконы Божией Матери

Село Пигулино (Ахтырка)

В начале XIX века усадьбой в селе Пигулино (Ахтырка) в Бельском уезде (ныне Холм-Жирковском районе), Смоленской губернии владели дворяне Лыкошины. Первое письменное упоминание о деревне Пигулино относится к 1779 году, когда она принадлежала Марии Петровне, вдове подпоручика Алексея Михайловича Коротнева. Усадебного дома на господской земле в то время не было.

В 1805 году титулярный советник Богдан Михайлович Лыкошин подавал прошение в Священный Синод, с просьбой о строительстве в селе Пигулино каменного храма. Разрешение он получил, и на небольшом пригорке, на левом берегу речки Лужня в 1812 году заложили храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Его приделы построили в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В связи с нашествием французов, его возведение приостановили. По главному престолу и село Пигулино получило второе название - Ахтырка.

Долгое время служба проводилась в приделах храма освященных в 1819 году, при епископе Смоленском и Дорогобужском Иосафе (Сретенском). В 1851 году храм завершили и освятили Ахтырский престол, на средства нового владельца усадьбы, капитана Дмитрия Ивановича Микулина, при епископе Смоленском и Дорогобужском Тимофее (Вещезерове). Из Москвы привезли и установили иконостас, выполненный живописцем, членом Академии Художеств Мягковым. Еще в конце XIX века в ризнице храма хранились облачение и утварь, пожертвованные семьями Лыкошиных, Нахимовых, Микулиных.

В 1901 году прихожане пожертвовали в Ахтырский храм колокол весом 103 пуда 4 фунта (около 1851 кг.; не сохранился), стоимостью 1650 рублей и металлические вызолоченные хоругви, стоимостью 130 рублей. В 1910 году, как и ныне, к югу от храма размещались деревянные дома священника и сторожа. (1)

В документах Вяземской уездной милиции за 1924 год сохранилась опись Пигулинского храма, составленная в 1919 году настоятелем протоиереем Михаилом Смирновым. В нем хранились: три серебряных вызолоченных чаши для причащения; две серебряных дарохранительницы; три больших Евангелия в переплетах с металлическими украшениями; три больших металлических напрестольных креста; шесть хоругвей; двадцать восемь подсвечников; пятьдесят восемь икон, некоторые в металлических окладах; шестнадцать священнических и шесть диаконских облачений; более двухсот книг богослужебного и духовного содержания; пять колоколов. До середины 1990 годов в храме находилась чтимая Ахтырская икона Пресвятой Богородицы. (2)

На местном кладбище к западу от храма, на правом берегу речки Лужня, Лыкошиными в первой половине XIX века поставлена небольшая каменная часовня-усыпальница, сохранившаяся до нашего времени.

В середине XIX века в селе Пигулино было 35 дворов, в которых проживали 129 мужчин и 138 женщин. Последним владельцем усадьбы был отставной ротмистр Алексей Николаевич Тугаринов, начальник 4-го участка земства Вяземского уезда. В 1924 году в бывшем усадебном деревянном доме по решению новых властей устроили народный театр и почту. Впоследствии он пришел в запустение, и его разобрали.

Приходское училище. Богдан Михайлович Лыкошин проявлял большую заботу и о достойном образовании детей из окрестных сел и деревень. В середине ноября 1820 года он решил устроить в Пигулино приходское училище для детей духовного звания, так как знал, какие проблемы возникали в их воспитании. Он обратился с прошением к епископу Смоленскому и Дорогобужскому Иосафу (Сретенскому). В нем он излагал, что, как богатый и одинокий человек, может пожертвовать для открываемого училища полторыдесятины земли около храма и новый «деревянный обширный дом, который снабжен был мебелью и всеми кухонными и столовыми принадлежностями и украшен десятью большими стенными картинами нравственного и религиозного содержания». Богдан Михайлович брал на себя содержание, до конца своей жизни, восьми бедных воспитанников. Давал для училища топливо и назначал «для услуги трех крепостных человек: одного для приготовления пищи, другого для отправления собственно служительской должности и третьего, как человека знакомого с фельдшерским искусством, для ухода за больными». В декабре 1820 года епископ Иоасаф направил ходатайство в Священный Синод «об открытиина прописанных условиях приходского училища в селе Ахтырке и о принятии его в число штатных училищ». В феврале 1821 года такое разрешение получили. 1 октября 1821 годарешением Смоленского Семинарского Правления в присутствии ректора Смоленской семинарии архимандрита Сильвестра училище открыли. В делах Правления хранился план дома, вместимостью на сорок человек. Кроме классов и помещений для учеников, в нем были предусмотрены комнаты и для учителей. Отдельно находились: кухня, кладовая, сараи, погреб, хозяйственный двор и баня. Смотрителем училища и учителем 2 класса утвердили настоятеля Ахтырского храма иерея Николая Соколова, окончившего Смоленскую семинарию в 1819 году. В 1826 году, за ревностную службу на ниве образования, при епископе Смоленском и Дорогобужским Иосифе (Величковском) его возвели в сан протоиерея. Учителем 1 класса назначили второго священника Ахтырского храма Михаила Розова. Окончивший Смоленскую семинарию и рукоположенный в 1821 году, в 1825 году по собственному прошению его перевели в соборный храм города Ельни. На его место в 1825 году вторым священником и учителем назначили выпускника Смоленской семинарии Иоанна Белявского, в 1833 году перемещенного на новое место. В храме и училище его заменил воспитанник Смоленской семинарии Михаил Орлов. В 1830 году при обозрении епархии Ахтырское училище посетил епископ Смоленский и Дорогобужский Иосиф (Величковский). Кроме Богдана Михайловича Лыкошина «усердно пекущегося о состоянии училища» на встрече присутствовали - протоиерей Николай Соколов, смотритель епархиальных училищ и протоиерей Троицкий, ректор Вяземского духовного училища. На публичные испытания (экзамены) Богдан Михайлович часто приглашал помещиков из соседних сел, располагая их к пожертвованиям в пользу бедных учеников. В разные годы число учеников в Ахтырском училище колебалось от 25 до 34 человек. По окончании обучения их переводили в Вяземское уездное училище. В 1836 году распоряжением Комиссии духовных училищ Ахтырское училище обследовали и в 1837 году закрыли. Учащихся перевели в город Вязьму. Туда же перевезли все имущество, библиотеку и архив. В учебном корпусе открыли приходскую школу под руководством протоиерея Николая Соколова. За безупречную пятнадцатилетнюю службу ему благословили пользоваться полтора десятинами бывшей училищной земли. Ахтырское духовное училище оказало большую помощь духовенству в воспитании детей не только Бельского уезда, но и других местностей, прилегающих к нему. К сожалению, переменившиеся обстоятельства жизни попечителя училища, Богдана Михайловича Лыкошина, продажа его имения в конце 1830 годов не дали возможности к более продолжительному существованию этого благодетельного учреждения. (3)

Примечания:

  1. СЕВ (Смоленские епархиальные ведомости). №1. Смоленск, 1901. С. 79.
  2. ГАСО, филиал г. Вязьма. Ф.739. Д. 22. Св.3. Л. 39. 1924 г.
  3. Очерк истории Смоленской Духовной Семинарии. Смоленск, 1892. С. 249-256.

Иеромонах Даниил (Сычев)